Квалификационная характеристика на врачебную специальность – детская офтальмология.
В соответствии с требованиями специальности детская офтальмология, врач должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
1. Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы,
определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.
2. Общие вопросы организации офтальмологической помощи взрослым и
детям в стране и организацию скорой и неотложной помощи.
3. Основы топографической анатомии глаза, придаточного аппарата и
зрительных путей, эмбриологию и особенности у детей.
4. Физиологию зрительного анализатора, взаимосвязь функциональных
систем детского организма и уровни их регуляции.
5. Физиологические механизмы поддержания гомеостаза в детском организме, типы их нарушений и принципы компенсации у взрослых и детей.
6. Причины возникновения патологических состояний органа зрения у детей, механизмы их развития и клинические проявления.
7. Функциональные методы исследования в офтальмологии.
8. Вопросы асептики и антисептики в офтальмологии.
9. Приёмы и методы анестезии в детской офтальмологии.
10. Основы фармакотерапии в детской офтальмологии.
11. Особенности действия лекарств у детей.
12. Основы радиологии и иммунобиологии.
13. Уметь определить клинические проявления спида органа зрения.
14. Клиническую симптоматику заболеваний органа зрения, их диагностику и лечение.
15. Клиническую симптоматику пограничных состояний у детей.
16. Принципы подготовки детей к операции и ведение послеоперационных больных.
17. Показания и противопоказания к хирургическому лечению.
18. Принципы рационального питания здоровых и больных детей.
19. Применение физиотерапевтических методов лечения у детей.
20. Показания и противопоказания к санитарно-курортному лечению.
21. Вопросы гигиены и охраны органы зрения у детей.
22. Формы и методы санитарно просвещения.
23. Организация диспансеризации детского населения.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
1.Получить информацию о заболевании, применить объективные методы исследования, оценить тяжесть состояния, определить объём и последовательность мероприятий, оказать необходимую срочную помощь.
2.Определить необходимость специальных методов исследования, уметь интерпретировать их результаты.
3.Определить необходимость в консультации других специалистов.
4.Определить необходимость в госпитализации и организовать её.
5.Провести дифференциальную диагностику основных заболеваний органа зрения, обосновать клинический диагноз.
6.Обосновать схему и тактику ведения больных, показания к операции, определить степень риска операции и возможные исходы.
7.Разработать план подготовки больного к экстренной или плановой операции.
8.Осуществить подготовку всех функциональных систем организма больного к операции.
9.Обосновать наиболее целесообразную тактику операции при данной патологии и выполнить её в полном объеме.
10. Обосновать и выполнить методику обезболивания.
11. Разработать схему послеоперационного ведения больного и профилактику послеоперационных осложнений.
12. Решить вопрос о трудоспособности больного.
13. Оформить медицинскую документацию.
14. Проводить анализ заболеваемости на своём участке и разработать мероприятия по её снижению.
15. Проводить диспансеризацию и оценивать её эффективность.
16. Проводить санитарно-просветительскую работу.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
1. Должен знать профилактику, диагностику и лечение следующих состояний:
- Травматический шок;
- острая кровопотеря;
- острая сердечная и дыхательная недостаточность;
- острая интоксикация.
2. Должен уметь установить диагноз и провести необходимые мероприятия при следующих состояниях:
- Аномалии развития и положения век;
- возрастные особенности анатомии глаз и придаточного аппарата;
- возрастные особенности оптической системы у детей;
- нарушения рефракции и аккомодации: гиперметропия, миопия, астигматизм, возрастные изменения аккомодации, спазм, паралич аккомодации, астенопии;
- нарушения двигательного аппарата глаз: содружественное и паралитическое косоглазие, атипичные виды косоглазия, нистагм, мнимое косоглазие, гетерофория;
- заболевания защитного аппарата глаз: воспалительные заболевания век,
заболевания нервно-мышечного аппарата и желез век;
- заболевания конъюнктивиты; острые и хронические воспалительные и дистрофические;
- заболевания склеры; врождённые и приобретенные, экстразии и стафиломы, кисты и опухоли;
- врождённые и приобретенные заболевания слёзных органов и путей;
- абсцессы и флегмоны орбиты, флебит орбитальных вен и тромбоз пещеристой пазухи;
- заболевания оптического аппарата глаз: воспалительные и дистрофические заболевания роговицы, патология роговицы при синдромах;
- врождённые и приобретенные катаракты, изменение формы и положения хрусталика, афакия;
- заболевания стекловидного тела, фиброз, шварт, тракции;
- воспалительные, дистрофические заболевания сосудистой и сетчатой оболочек глаза: увеиты, увеопатии, ретиниты, дегенерации сетчатки, отслойка сетчатки, сосудистые заболевания сетчатки, ретинопатии недоношенных, табеторетинальная дегенерация сетчатки;
- заболевания зрительного нерва: врожденная патология, невриты, атрофии, сосудистые заболевания;
- доброкачественные и злокачественные новообразования органа зрения;
- офтальмотонус в норме и при патологии; врождённая, вторичная, глаукомы, эссенциальная гипертензия;
- повреждения глазницы и придатков глаза;
- проникающие и непроникающие травмы глаза, ожоги;
- изменения органа зрения при инфекционных заболеваниях;
- изменения органа зрения при сердечно-сосудистых, эндокринных и других заболеваниях;
Пороки развития и аномалии органов зрения.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
- Осмотр методом бокового и фокального освещения;
- исследование в проходящем свете диафаноскопия;
- прямая и обратная офтальмоскопия, бинокулярная офтальмоскопия по Скепинсу;
- исследование зрительных функций; определение остроты зрения, характера зрения, цветоощущения, светоощущение, поля зрения;
- исследование темновои адаптации и световой чувствительности;
- тонометрия и топография;
биомикроскопия и гониоскопия;
- объективные и субъективные методы исследования рефракции: с помощью линз, скиаскопия, рефрактометрия, офтальмометрии;
- подбор очков при аномалиях рефракции и назначение оптимальной коррекции;
- установка контактных линц
- уход за контактными линзмами;
- зондирование и промывание слёзных путей;
- удаление инороденых тел конънктивы глазного яблока и век, роговицы,
- удаление поверхностно расположенных доброкачественных новообразований век, халязиона и птеригиума, первичная обработка ранении век, слезных органов;
- искусстьвенное дыхание и массаж сердца.
Составители: |
|
1 |
Гафур-Охунов М.А. (Главный онколог Минздрава РУз). |
2 |
Джумаев Н.У. (Специалист клиники РОНЦ). |
3 |
Набиев А.М. (Консультант Минздрава РУз по офтальмологии). |
4 |
Нуритдинов К.Р. (Главный детский онколог Минздрава РУз). |
5 |
Хакимов А.М. (Консультант МЗ. РУ по оториноларингологии). |
6 |
Икрамов А.И. (Консультант МЗ. РУ по лучевой диагностике). |
7 |
Шокиров Э.А. (Зав. каф. рентгенологии ТашИУВ). |
8 |
Фазилов А.А. (Зав. каф. ультразвуковой диагностики ТашИУВ). |
9 |
Бузруков Б.Т. (Консультант МЗ. РУ по дет. офтальмологии). |
10 |
Заретдинов Д.А. (Главный радиолог Минздрава РУз). |
Комиссия использовала:
1. Квалификационные характеристики прошлых лет.
2. Данные 10-й МКБ
3. Опыт каф. офтальмологии ТашИУВ.
4. Работы ученых в области офтальмологии Узбекистана и России.
5. Консультации работников ВОЗ.
6. Материалы ряда сайтов Интернета.
7. Статистические формы отчетности.
8. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.
9. Гос.образовательный стандарт высшего медицинского образования.
10. Квалификационные характеристики магистров медицины.