Квалификационные характеристики

247
Распечатать
17 Мар 2009

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – лабораторное дело.

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – лабораторное дело.

 

В соответствии с требованиями специальности лабораторное дело, врач должен знать и уметь:

 

I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:

 

Законодательные акты о здравоохранении и нормативные документы,
определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.

Основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий.

Основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний.

Основы профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы.

Основы международной и отечественной классификации болезней (мкб, окб).

Современные направления развития медицины.

 

П. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:

 

1. Вопросы организации работы в клинико-диагностической лаборатории (директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях, положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий).

2. Система организации лабораторных исследований в соответствии с характером лечебного учреждения.

 

III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

 

1. Современные методы лабораторной диагностики.

2. Оценка и интерпретация результатов исследования.

3. Работа по внедрению новых методов исследования и оборудования.

4. Проведение экспертной опенки (экспертизы) правильности назначения и интерпретации анализов.

По общим вопросам лабораторной диагностики:

- Правила и способы получения биологического материала для морфоло­гических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологиче­ских, серологических и других исследований; приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования; консервирование, хранение, обезвреживание и доставка биологических материалов;

- влияние терапии на лабораторные показатели; влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на результаты ла­бораторных исследований; влияние биологических факторов (возраст, пол, время года, дневные ритмы, месячный циклы и др.) на результаты лабораторных исследований.

По контролю качества лабораторных исследований:

- Внутрилабораторный, межлабораторный КК. Порядок проведения внутрилабораторного КК. Построение контрольных карт, критерии работы по контрольной карте;

- классификация ошибок, внелабораторные погрешности, внутрилабораторные погрешности, аналитические погрешности. Ошибки грубые, случай­ные, систематические;

- межлабораторный КК. Варианты межлабораторного КК, оценка работы лабораторий.

По биохимическим исследованиям:

- Основные принципы фотометрии, спектрофотометрии, др. спектральных методов, потенциометрии с использованием ион-селективных электродов, принципы электрофореза, хроматографии;

- основные принципы и проведение иммуноферментного анализа;

- определение: белков, ферментов. углеводов, липидов, гормонов, водно-минерального обмена, кислотно-основное состояние (КОС), гемоглобина

По гематологическим исследованиям:

- Эритропоэз нормобластический, мегалобластический;

- морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов.

- обмен гемоглобина, обмен витамина В12, фолиевой кислоты;

- лейкопоэз. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга;

- энзимопатии эритроцитов. Гемоглобинопатии. Иммунные и аутоиммун­ные гемолитические анемии;

- клинико-лабораторные показатели периферической крови и костного мозга

- лабораторные показатели гемолитического криза, компенсированного и декомпенсированного гемолиза. Клинико-диагностическое значение гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике гемолитических анемий;

- апластические анемии, этиология, патогенез. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в зависимости от стадии заболевания;

- агранулоцитозы геморрагические диатезы, гемофилии, тромбоцитопении, геморрагиче­ский васкулит. Этиология, патогенез, классификация. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга, коагулограмм. Клинико-диагностическое значение исследования гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике геморрагических диатезов;

- изменение крови и костного мозга при различных патологических со­стояниях.

По общеклиническим исследованиям:

- Способы сбора мокроты, получе­ния биоматериала при бронхоскопии, пункции легкого, приготовление препа­ратов для лабораторного исследования. Ис­следование физических, химических свойств мокроты. Морфологическое и бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов. Клинико-диагностическое значение резуль­татов исследования;

- клинико-диагностическое значение фракционного дуо­денального зондирования. Исследование дуоденального содержимого для оп­ределения желчеобразовательной функции. Физические и химические свойства желчи, значение микроскопического исследования;

- копрологическое исследование, условия получения материала. Физические и химические свойства кала. Кли­нико-диагностическое значение микроскопического исследования кала. Тех­ника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопиче­ского исследования, проведения микрохимических реакций для дифференци­альной диагностики расщепленного жира;

- получение материала для исследования органов мочевыделительной системы;

- физические свойства мочи, химические исследования мочи. Принципы методов обнаружения и определения белка, клиническое значение. Принципы методов обнаружения и определения в моче глюкозы и др. сахаров, клиниче­ское значение. . Принципы методов обнару­жения кетоновых тел;

- микроскопия осадка, принцип отбора мочи для центрифугирования. Мор­фология эпителия мочевыводящих путей, эритроцитов, лейкоцитов в норме и при патологии;

- определение физических и хими­ческих свойств спинномозговой жидкости, морфология клеточных элементов. Клинико-диагностическое исследование ликвора;

- получение материала при заболевании женских половых органов. Определение в вагинальном отделяемом степени чистоты, трихомонад, гоно­кокков, дрожжеподобных грибков, элементов воспаления. Клинико-диагно­стическое значение результатов исследования;

- морфологическое исследование клеточного состава сока предстательной железы и семейной жидкости. Клиническое значение результатов исследования.

По паразитологическим исследованиям:

- Основные морфологические характеристики гельминтов;

- особенности дифференциальной диагностики различных видов гельмин­тов и их яиц;

- паразиты малярии, вид, стадии развития;

- морфология малярийных паразитов;

- возбудители заболеваний: венерических, грибковых, кожных;

- простейшие - вид, стадии развития, морфология;

- заболевания, вызванные простейшими;

- дифференциальная диагностика паразитов.

По иммунологическим исследованиям:

- антиген-неспецифические факторы иммунной реактивности организма;

- фагоцитарная система;

- естественные киллерные клетки;

- Т- и В-клеточная система иммунитета;

- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;

- гормоны и цитокины иммунного ответа;

- регуляция иммунной системы;

- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;

- онтогенез иммунной системы;

- изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;

- врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;

- аллергия и атопические заболевания;

- методы оценки иммунного статуса;

- лабораторные методы исследования иммунной системы:

- исследование антиген-неспецифического клеточного и гуморального им­мунитета;

-исследование Т- и В-лимфоцитов и продуктов их жизнедеятельности.

 

III. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):

 

Пообщимвопросамдиагностическойработы:

- Поставить лабораторный диагноз и провести дифференциальный диаг­ноз, использовав клинические и дополнительные методы исследований;

- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения;

- провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и патолого-анатомическим диагнозом, выявить ошибки и разработать мероприя­тия по улучшению качества диагностической работы;

- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитоло­гических), биохимических, иммунологических, генетических и других иссле­дований;

- организовать работу среднего медицинского персонала;

- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-ме­тодов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях);

- оценить результаты исследования и сформулировать заключение (по­ставить лабораторный диагноз);

- определить необходимость дополнительного обследования больного;

- оформить документацию, предусмотренную нормативными докумен­тами МЗ РФ;

- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.

По биохимическим исследованиям:

- Получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования;

- приготовить реактивы; обработать химическую посуду; построить калибровочные кривые;

- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.);

- адаптировать реактивы для используемой аппаратуры.

- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния, си­стемы гемостаза и др.;

- оценить результаты биохимических исследований;

- проводить контроль качества лабораторных исследований;

- составить программу лабораторной диагностики и дифференциации для больных при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.);

- владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы;

- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемо­стаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена;

- диагностировать коагулопатии;

- интерпретировать лабораторные показатели нарушения гемостаза при заболеваниях печени, желудочно-кишечного тракта и других органов;

- оценивать эффективность лечения непрямыми антикоагулянтами, гепа­рином, дезагрегантами, тромболитическими, фибринолитическими средства­ми и другими препаратами;

- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показа­телей.

По гематологическим исследованиям:

- Взять материал для химического и микроскопического исследования, при­готовить, фиксировать и окрасить гематологические препараты;

- идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты, мегалоциты и другие формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окра­шенных мазках включения в эритроциты: базофильной пунктации, телец Жолли, колец Кебота. Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстанцию в ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;

- идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейко­цитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элемен­ты эритро- и лейкопоэза в мазках костного мозга;

- дать морфологическую характеристику изменений эритроцитов, подсчитать миелограмму, оценить результаты;

- провести исследование гемограммы при острых и хронических лейкозах, оценить полученные результаты;

- провести исследование гемограммы при анемиях, оценить по­лученные результаты;

- исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. Оценить по­казатели гемопоэза;

- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических инфекционных, опухолевых и других заболеваниях;

- определить критерии эффективности лечения гематологических заболе­ваний;

- диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лаборатор­ных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе.

По общеклиническим исследованиям:

- Взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- выбрать диагностическую программу, описать свойства мокроты, об­наружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать нативный препарат. Микроскопия окрашенных препаратов, идентифи­кация клеточных элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты;

- описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной со­ляной кислоты, обшей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить полученные результаты:

- микроскопировать желудочное содержимое в нативном и окрашенном препаратах. Различить элементы застойной пищи и флоры. Оценить получен­ные результаты;

- определить относительную плотность, концентрацию, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли). Провести микро­химические реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот.

- выявить лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить стер-кобилин и билирубин. Оценить полученные результаты;

- определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин, желчные кислоты, уробилиноген, эритро­циты, гемоглобин, индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточ­ные элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осад­ке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах - туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты;

- выбрать диагностическую программу, описать патологические призна­ки спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные элементы в счетной камере, микроскопировать окрашенные препараты. Оценить полученные результаты;

- поставить пробу Ривальта, определить коли­чество белка, микроскопировать нативные препараты, дифференцировать кле­точные элементы и окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты;

По паразитологическим и микробиологическим исследованиям:

- Взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- идентифицировать в различном биологическом материале яйца гель­минтов, простейшие;

- дифференцировать вид малярийных паразитов в толстой капле и маз­ках периферической крови;

- диагностировать возбудителей кожно-венерических заболеваний: блед­ную трепонему, возбудителя мягкого шанкра, гонококков, трихомонад, хламидий, гарднарелл и др.; возбудителей грибковых заболеваний;

- интерпретировать результаты исследований биологического материа­ла, составить программу обследования.

По иммунологическим исследованиям:

- Взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- определить группу крови и резус-фактор;

- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях;

- определить иммунный статус организма;

- определить клеточный и гуморальный иммунитет;

По медико-генетическим исследованиям:

- Взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- провести диагностику по половому хроматину;

- определить Х и Y хромосомы;

- исследовать кариотип;

- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа;

- приготовить препараты культуры лимфоцитов.

 

Составители:

Арипов А.Н. (Специалист по лабораторной службе МЗ РУз.).

 

Комиссия использовала:

1. Квалификационные характеристики прошлых лет.

2. Материалы сайтов Интернета.

3. Опыт кафедры клинической лабораторной диагностики ТашИУВ.

4. Учебные пособия кафедры клинической лабораторной диагностики РМА последипломного образования.


247
Распечатать
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech