Квалификационные характеристики

186
Распечатать
17 Мар 2009

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – неонатология

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – неонатология

 

В соответствии с требованиями специальности неонатология, врач должен знать и уметь:

 

I.ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:

 

1. Основы законодательства Республики Узбекистан в области охраны здоровья
граждан, управления здравоохранением, ответственности медицинских, работников, их льгот и гарантий. Нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения РУз. в форме приказов, положений, правил и инструкций, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и их служб.

2. Государственные программы и документы, регламентирующие охрану материнства и детства.

3.Общие вопросы организации неонатологической помощи в республике.

4. Рождаемость, обеспечение рождения здорового ребенка (интервал между родами, социальные аспекты здоровья беременных).

5. Перинатальная, ранняя неонатальная и неонатальная смертности, причины и профилактика.

6. Организация лечебно-профилактической помощи женщинам и новорожденным. Организация антенатальной охраны плода.

7. Организация и принципы работы отделений новорожденных в родовспомогательных учреждениях (приказ МзРУз №500);

- организация и принципы работы отделений для патологии новорожденных детей, хирургии новорожденных;

- организация и принципы работы отделений для выхаживания недоношенных детей;

- организация службы реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и недоношенных детей в родильном доме.

8. Анатомия и топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология новорожденных детей.

9. Причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития.

10. Методы обследования, показания и противопоказания к обследованию новорожденных.

11. Общие вопросы генетики и иммунологии в неонатологии (скрининг матери и ребенка).

12. Симптоматика перинатальных и неонатальных заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение; симптоматику пограничных состояний новорожденных.

13. Показания и противопоказания к переводу в другие специализированные стационары.

14. Транспортировка больных новорожденных, недоношенных детей (по сроку гестации).

15. Принципы грудного вскармливания и ухода за новорожденными.

16. Основы иммунопрофилактики, течения поствакционального периода и мероприятия при поствакциональных осложнениях.

17. Международные стандарты лечения заболеваний новорожденных.

18. Основы фармакотерапии в неонатологии.

19. Проведение диспансеризации больных, анализ ее эффективности. Реабилитация больных новорожденных, ее принципы.

20.Санитарно-просветительная работа среди населения.

 

П. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:

 

1. Прогнозировать и проводить мероприятия по коррекции состояния новорожденного, родившегося в асфиксии, клиника внутричерепной родовой травмы, синдром аспирации меконием с учетом особенностей протекания родов у матери.

2. Провести первичную реанимацию новорожденных и недоношенных детей, родившихся в асфиксии по рекомендациям ВОЗ/ЮНИСЕФ.

3. Работать с оборудованием, лечебной и контрольно-диагностической аппаратурой (кувезами, лампами лучистого тепла и фототерапии, аппаратами ИВЛ, различными мониторами и др.).

4. Определить необходимость и применить дополнительные методы обследования (лабораторных, УЗИ, рентгенологических, функциональных и др.) и интерпретировать их результаты, получить информацию озаболевании выявить общие и специфические признаки, установить диагноз и определить тактику лечения и реабилитации новорожденных.

5. Определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, провести дифференциальную диагностику, установить диагноз, обосновать план и тактику ведения больного, предусмотреть возможные осложнения. Определить показания к госпитализации новорожденных детей в отделения патологии новорожденных.

6. Осуществлять наблюдение и ведение новорожденных на педиатрическом участке; патронаж; назначение профилактических и общеоздоровительных мероприятий.

7. Выполнять мероприятия по диспансеризации детского населения;

8. Оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.

9. Провести анализ перинатальной и неонатальной смертности.

10. Проводить санитарно-просветительную работу среди родильницы.

 

III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

 

Врач-неонатолог должен знать:

- иммунологические взаимоотношения матери и плода;

- роль плаценты;

- диагностику пороков развития у плода;

- влияние различных факторов (физических, химических, биологических и др.) в различные сроки беременности на внутриутробное развитие плода;

- влияние осложнений течения беременности на плод и новорожденного;

- влияние поздних токсикозов на уровень перинатальной смертности;

- иммунологическую несовместимость матери и плода;

- влияние курения и алкоголя на плод;

- перинатальную смертность и заболеваемость новорожденных у курящих матерей;

- алкогольные эмбриофетопатии;

- проницаемость лекарственных препаратов через плаценту;

- влияние на плод некоторых лекарственных препаратов при лечении заболеваний матери во время беременности;

- перенашивание беременности и его влияние на плод и на новорожденного;

- многоплодную беременность, ее влияние на плод и новорожденного;

- основные методы, используемые для определения состояния плода и его заболеваний;

- роль вирусных инфекций в перинатальной патологии;

- физиологию и патологию плода в интранатальном периоде;

- влияние патологии родового акта у матери на плод и новорожденного (преждевременная отслойка плаценты, острая кровопотеря, быстрые или затяжные роды, оперативные вмешательства);

- профилактику гипоксии плода и асфиксия новорожденного;

- оценку новорожденного по шкале Апгар и Сильвермана;

- уход за новорожденным ребенком;

- пограничные состояния новорожденных;

- метаболические особенности периода адаптации;

- особенности ухода за недоношенным ребенком;

- дети малого веса при рождении;

- группы новорожденных высокого риска;

-принципы грудного вскармливания

 

2. Неонатолог должен знать клинику следующих неотложных состояний: тяжелая асфиксия, врожденные аномалии, требующие хирургической помощи (атрезия пищевода, дифрагмальная грыжа и др.), внутричерепные родовые травмы, врожденные травмы спинного мозга, СДР, а также уметь оказывать срочную помощь.

3. Установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих
заболеваниях:

- Осложнения пограничных состояний;

- асфиксия;

- гипоксически-ишемическая энцефалопатия;

- внутричерепная родовая травма новорожденных;

- желтухи новорожденных;

- гемолитическая болезнь новорожденных;

- задержка внутриутробного развития, малый вес;

- недоношенность;

- неинфекционные поражения легких (идиопатический респираторный дистресс-синдром, аспирационный синдром); ателектазы;

- отечно-геморрагический синдром;

- болезнь гиалиновых мембран;

- инфекционные поражения органов дыхания у новорожденных, классификация пневмонии;

- пневмонии у недоношенных детей;

- заболевания сердца (врожденные, пороки сердца, субэндокардиальный фиброэластоз, миокардиты и др.);

- заболевания пищеварительной системы (дисбиоциноз, синдромы нарушенного кишечного всасывания, энтероколиты и др.);

- воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (первичные и вторичные пиелонефриты, вульвовагиниты, фимоз, баланиты);

- нарушения эндокринной системы (заболевания щитовидной и паращитовидных желез, поражения надпочечников, диабетическая фетопатия и др.);

- заболевания органов кроветворения (анемии различной этиологии: врожденные, постгеморрагические, постгемолитические при инфекционных заболеваниях);

- нарушение системы гемостаза (геморрагическая болезнь новорожденных, синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания, тромбоцитопении, врожденный дефицит факторов свертывания крови);

- анемии у недоношенных детей;

- наследственные заболевания (врожденная гиперплазия коры надпочечников, фенилкетонурия, галактоземия, муковисцидоз и др.);

- локализованные формы гнойно-воспалительных заболеваний (везикулопустулез, пузырчатка, мастит, парапроктит, конъюнктивит, дакриоцистит, омфалит, дерматит Риттера и др.);

- тяжелые формы гнойно-воспалительных заболеваний (флегмона, гнойный лимфаденит, гнойный паротит, остеомиелит, стафилококковые поражения легких, язвенно-некротический энтероколит, перитонит, сепсис);

- особенности течения гнойно-септических инфекций у недоношенных детей (местные гнойные процессы, сепсис);

- цитомегалия, клинические формы и лечения;

- листериоз, клиника, дифференциальный диагноз;

- токсоплазмоз, клиника и лечения;

- гипотрофию: внутриутробную и приобретенную

- врожденные аномалии и пороки развития.

3. Проводить дифференциальную диагностику заболеваний перинатального и неонатального периода.

 

IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):

 

1. Исследовать и оценить основные физиологические рефлексы и черепно – мозговую иннервацию у новорожденных детей, осуществлять реанимацию новорожденных (АВС-реанимация) с применением ИВЛ, проведение гипербарической оксигенации, осуществлять проведение спинномозговой (желудочковой) пункции, плевральной пункции, пункции крупных сосудов с использованием внутривенных вливаний, заменное переливание крови, кранио-церебральную гипотермию.

2. Обеспечить реализацию грудного вскармливания для новорожденных детей

3. Дать правильную интерпретацию результатов рентгенологических, ультразвуковых методов исследования органов дыхания, кровообращения, желудочно–кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей, сопоставляя их с дифференциально – диагностической целью.

 

Составители:

Ахмедова Д.И. (главный педиатр МЗ РУз)

Усманова М.С. (специалист ГУОМиД),

Рахматуллаев А.К. (гл.дет.кардиоревматолог МЗ РУз),

Абсадикова Ф.Т. ( гл.дет.фтизиатр МЗ РУз),

Солиев Б.Х. (гл.дет.кардиохирург МЗ РУз),

Исмаилова М.А. (доцент каф. неонатологии ТашПМИ),

Агзамходжаев Т.С. (гл.дет. анестезиолог-реаниматолог МЗ РУз),

Хужанов А.А. (гл.дет.травматолог-ортопед МЗ РУз),

Султанов С.Н. (гл.акушер-гинеколог МЗ Руз),

Ли М.А. (гл.дет.гинеколог МЗ РУз).

 

Комиссия использовала:

1. Квалификационные характеристики прошлых лет.

2. Данные 10-й МКБ.

3. Работы ученых в области неонатологии Узбекистана, России др.стран.

4. Материалы ВОЗ, ЮНИСЕФ.

5. Материалы ряда сайтов Интернета.

6. Статистические формы отчетности.

7. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.

8. Гос.образовательный стандарт высшего медицинского образования.

9. Квалификационные характеристики магистров медицины.

 


186
Распечатать
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech