Квалификационные характеристики

134
Распечатать
17 Мар 2009

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – стоматология детская.

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – стоматология детская.

 

В соответствии с требованиями специальности стоматология детская, врач должен знать и уметь:

 

I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:

 

1.Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.

2.Общие вопросы организации стоматологической помощи детям, организацию работы скорой и неотложной помощи детскому населению.

3.Организацию работы стоматологических кабинетов, оборудование и оснащение.

4.Основные требования к стерилизации стоматологического оборудования.

5.Топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфотока, строение зубов, эмбриологию челюстно-лицевой области, основные нарушения эмбриогенеза.

6.Анатомо-физиологические особенности детского организма в различных возрастных группах.

7.Основные вопросы нормальной и патологической физиологии челюстно-лицевой области, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.

8.Биологическую связь и основные функции зубочелюстной системы, биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды.

9.Роль гигиенического содержания полости рта и предупреждение развития заболеваний зубов и пародонта.

10.Принципы, приемы и методы обезболивания в детской стоматологии, вопросы интенсивной терапии и реанимации.

11.Этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний и пороков развития, их влияние на органы и системы организма человека.

12. Основы фармокотерапии в детской стоматологии.

13.Показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов обследования.

14. Основы иммунобиологии, роль наследственных факторов в развитии стоматологических заболеваний.

15. Клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области у детей, их профилактику, диагностику и лечение.

16. Клинические проявления в полости рта системных болезней ребенка.

17.Клиническую симптоматику пограничных состояний в детской стоматологии.

18.Пределы консервативной терапии зубов в различных возрастных группах, показания к удалению зубов с целью профилактики и лечения зубочелюстных аномалий, методы ортопедического и ортодонтического лечения и показания к протезированию.

19. Применение факторов физиотерапии в детской стоматологии.

20.Основы рационального питания здорового ребенка, принципы диетотерапии при заболеваниях челюстно-лицевой области.

21.Вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны.

22. Формы и методы санитарно-просветительной работы.

 

II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:

 

1.Получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенности в случаях, треюующих неотложной помощи или интенсивной терапии. оценить тяжесть состояния, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать их при травматическом и анафилактическом шоке, остром сосудистом коллапсе, острой кровпотере, острой сердечной и дыхательной недостаточности, гипертоническом синдроме (искусственное дыхание, массаж сердца, остановка кровотечения, перевязка и тампонада раны, транспортная иммобилизация, промывание желудка при отравлении, срочная трахеотомия при асфиксии).

2. Провести обследование челюстно-лицевой области, включая: обследование мягких тканей лица, височнонижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы, зондирование зубов, патологических зубо-десневых карманов, свищей, перкуссию и термодиагностику зубов, электроодонтодиагностику, определение степени тяжести заболевания слизистой оболочки полости рта, а также определение факторов, способствующих развитию патологии пародонта и симптомы воспаления и деструкций тканей пародонта.

3.Определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных, функциональных и др), дать интерпретацию их результатов. провести дифференциальную диагностику основных стоматологических заболеваний у детей. обосновать клинический диагноз. обосновать схему, палн и тактику ведения больных.

4. Выпольнить местное (инфильтрационное и проводниковое) обезболивание и определить показания к общему обезболиванию при стоматологических заболеваниях.

5.Распеределить детей на диспансерные группы, знать кратность осмотров в этих группах.

6. Составить индивидуальный план-график работы на участке. планировать диспансерную работу.

7.Проводить профилактику основных стоматологических заболеваний и зубочелюстных аномалий.

8.Организовать гигиеническое обучение и воспитание детей и родителей, педагогов, среднего медицинского персонала.

 

III.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

 

1.Осуществить лечение кариеса у детей: проводить препарирование твердых тканей при формировании кариозных полостей под различные пломбировочные материалы с использованием скоростных и трубинных машин6 выбирать пломбировочные материалы с учетом возрастных особенностей строения тканей зубов, анатомической принадлежности зуба, глубины и локализации кариозной полости, а также степени активности кариозного процесса; проводить пломбирование с использованием вспомогательных средств (матриц, клинишки, колпачки и др); обрабатывать пломбы из разных пломбировочных материалов; при лечении осложненных форм кариеса уметь провести ампутацию пульпы (прижизненную и после девитализации), экстирпацию пульпы (прижизненную и после девитализации); провести инструментальную обработку канала, используя при этом функциональные свойства эндодонтических инструментов; медикаментозную обработку корневых каналов и их пломбироване.

2.Оформлять медицинскую документацию.

3. Врач детский стоматолог должен знать:

- Профилактику, диагностику, клинику, принципы лечения и уметь диагностировать и оказывать неотложную помощь при следующих состояниях;

- острая зубная боль;

- острые гнойные воспалительные заболевания;

- повреждения челюстно-лицевой области.

Должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваних:

4. Заболевания зубов:

- Пороки развития временных и постоянных зубов;

- кариес зубов;

- пульпит временных и постоянных зубов;

- периодонтит временных и постоянных зубов;

- повреждения зубов.

5. Болезни пародонта:

- Гингивит;

- маргинальный пародонтит;

- пародонтоз;

- парадонтома.

6. Болезни слизистой оболочки полости рта (острые, хронические):

- Повреждения, возникшие вследствие механической, физической и химической травмы;

- заболевания, возникшие вследствие вирусных и бактериальных инфекций;

- заболевания возникшие вследствие аллергических реакций;

- изменения и заболевания слизистой оболочки полости рта, являющиеся симптомами или проявлением патологии других органов и систем организма и возникающие при болезнях крови, желудочно-кишечного тракта и печени, острых инфекционных заболеваниях, системных заболеваниях, сердечно-сосудистых заболеваниях, эндокринных заболеваниях, нервно-психических заболеваниях.

Должен установить диагноз и знать принципы лечения и профилактики при следующих заболеваниях:

7. Пороки развития лица, челюстей, зубов:

- аномалии развития преддверия полости рта и прикрепления уздечек губ и языка;

- боковые и срединные кисты и свищи шеи;

- пороки развития зубов и челюстных костей (макрогения, прогения, микрогнатия и прогнатия, аномалии числа, формы зубов и др.);

- расщелина верхней губы (односторонняя и двусторонняя);

- расщелина нёба.

8. Гнойно-воспалительные процессы челюстно-лицевой области:

- Воспалительные процессы мягких тканей челюстно-лицевой области (лимфаденит, абсцесс и флегмона, сиалоаденит);

- воспалительные процессы челюстных и лицевых костей (периостит челюсти, остеомиелит одонтогенный, остеоартрит);

- специфические воспалительные процессы (актиномикоз, туберкулез).

9. Повреждения челюстно-лицевой области:

- Открытые и закрытые повреждения мягких тканей;

- повреждения зубов;

- повреждения челюстно-лицевых костей.

10. Доброкачественные и злокачественные новообразования челюстно-лицевой области:

- Опухоли мягких тканей,

- опухоли челюстных костей.

11. Зубочелюстные аномалии:

- Факторы риска возникновения зубочелюстных аномалий;

- формирующиеся и сформированные аномалии прикуса.

 

IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):

 

- Эксплуатация стоматологического оборудования и оснащения (стоматологического кресла различной конструкции, скоростные и турбинные машины, наконечники всех видов, аппарата ЭОД, ДКС, амальгамосмесители, ультразвуковые аппараты для зубного камня);

- препарирование кариозных полостей во временных и постоянных зубах при различной локализации, и под разные пломбировочные материалы;

- наложение лечебной или изолирующей прокладки;

- пломбирование зубов различными пломбировочными материалами;

- техника первичной и отсроченной обработки пломб;

- методика формирования эндодонтического доступа при осложненном кариесе;

- владение эндодонтическим инструментарием;

- поэтапная инструментальная обработка корневых каналов;

- методы очистки эндодонтического инструментария;

- лечение пульпита методом сохранения жизненности пульпы;

- лечение пульпита методами ампутации, экстирпации, с применением обезболивания, диатермокоагуляции и девитализации;

- лечение периодонтита с разной степенью сформированности корней зуба;

- внутриканальный электрофорез;

- различные методы пломбирования корневых каналов;

- профессиональная гигиена полости рта;

- кюретаж зубодесневых карманов;

- обработка эрозий, афт, язв слизистой оболочки рта;

- реминерализующая терапия;

- покрытие зубов фторсодержащими лаками;

- методика заливки фиссур;

- удаление на зубах отложений;

- местное лечение заболеваний пародонта с использование мазей, аппликаций, повязок и т.д.;

- местные аппликационное инфильтрационное и проводниковое обезболивание;

- вскрытие абсцессов в полости рта;

- остановка внутреннего и наружного кровотечения;

- трахеотомия;

- определение вида прикуса;

- оценка функциональных отклонений в зубочелстной системе;

- методы миогимнастики;

- измерения лица, зубов, зубных рядов в полости рта;

- выполнение и оценка окклюзиограммы;

- пришлифовывание окклюзионных поверхностей и сошлифовывание точек неправильного контакта;

- сепарация временных зубов с целью профилактики и лечения зубочелюстных аномалий;

- удаление временных и постоянных зубов;

- искусственное дыхание;

- закрытый массаж сердца.

 

Составили:

С.С. Агзамходжаев (Главный стоматолог МЗ РУз.).

Х.П. Камилов (Профессор кафедры терапевтической стоматологии ТМА).

 

Комиссия использовала:

1. Квалифицированные характеристики прошлых лет.

2. Данные 10-й МКБ.

3. Опыт кафедр стоматологии ТМА и ТашИУВ.

4. Консультации работников ВОЗ

5. материалы ряда сайтов Интернета

6. Статистические формы отчетности

7. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению

8. Гос. Образовательный стандарт высшего медицинского образования

9. Квалификационные характеристики магистров медицины.

 


134
Распечатать
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech